Объем предоставления гарантии качества товара

Содержание

Оценка заявок на конкурс по-новому — Audit-it.ru

Объем предоставления гарантии качества товара

Журнал «Учет в сфере образования» № 12, декабрь 2009 г.

Бычкова Н. В., аудитор

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключения государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Общий порядок действий

Напомним, что данные Правила приняты во исполнение положений статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, согласно которой государственные или муниципальные контракты (далее – госконтракты) заключают на условиях, указанных в заявке.

Данные Правила определяют не только порядок оценки заявок, но и содержание и значимость критериев оценки в зависимости от видов товаров, работ, услуг для выявления лучших условий исполнения того или иного госконтракта.

Итак, установлено, что заявки оцениваются исходя из следующих критериев:

– цена контракта;

– функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

– качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;

– расходы на эксплуатацию товара;

– расходы на техническое обслуживание товара;

– сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

– срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг. При оценке заявок должно использоваться как минимум два критерия, из которых цена контракта (цена за единицу товара, работы, услуги) – обязательный. По каждому из критериев определяется рейтинг – оценка в баллах.

Причем дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. По каждой конкурсной заявке рассчитывается итоговый рейтинг. Для этого суммируются рейтинги по всем критериям оценки заявки, умноженные на их значимость.

Ее определяют в процентах (применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100). Обратите внимание: сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов. При этом значимость критерия «цена контракта» не может быть менее 35 процентов.

Каждой заявке присуждается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности (исходя из расчета итогового рейтинга по каждой заявке) содержащихся в ней условий исполнения госконтракта. Таким образом, заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивают первый номер.

Гарантии исполнения госконтракта

В конкурсной документации может быть прописано, что если заявка не содержит предложений об обеспечении исполнения условий контракта (назовем их условно гарантийными обязательствами), то рейтинг заявки по соответствующему критерию равен нулю.

Это правило можно предусмотреть для определения рейтинга заявки в случае применения критериев оценки заявок «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» или «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг».

Если в заявке есть предложение о таком обеспечении, ее рейтинг по соответствующему критерию рассчитывается только исходя из обеспеченной части предложения участника конкурса.

Размер гарантийных обязательств по соответствующему критерию, превышающий минимальные показатели, установленные в конкурсной документации (минимальный объем гарантии, минимальный срок гарантии), не входит в размер обеспечения исполнения госконтракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ).

Способ обеспечения исполнения условий контракта по соответствующему критерию выбирается участником конкурса самостоятельно из перечня, приведенного в части 4 статьи 29 Закона № 94-ФЗ. Госконтракт заключается после представления участником-исполнителем указанного обеспечения по соответствующему критерию (если заявка содержит предложение об обеспечении исполнения условий контракта по данному критерию).

В случае когда участником конкурса является бюджетное учреждение, рейтинг по соответствующему критерию присваивается его заявке независимо от наличия такого обеспечения по данному критерию.

ДО УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА ТОРГИ ПРОВОДИТЬ МОЖНО
К такому выводу пришли специалисты Минэкономразвития России (письмо от 8 сентября 2009 г. № Д05-4387). То есть, даже если вовремя бюджет не утвердят, учреждениям можно заниматься процедурами по размещению заказов.

Однако, в связи с тем что принимать на себя обязательства без утвержденных показателей финансирования на следующий год нельзя, с заключением госконтрактов до этого момента придется повременить.

Значит, заказчик вправе заниматься размещением госзаказа таким образом, чтобы к моменту подписания контракта не были нарушены положения части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей, что контракты заключают и оплачивают в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Также чиновники отметили, что отсутствие принятого бюджета – это не действия непреодолимой силы, когда разрешается размещать заказ у единственного поставщика. В такой ситуации торги надо проводить по общим правилам.

Особенности оценки заявок по критериям

и по каждому из критериев определяют по формулам, приведенным в Правилах. Уточним основные требования по характеристике заявок.

ЦЕНА КОНТРАКТА

В конкурсной документации может применяться критерий «цена контракта за единицу товара, работы, услуги». В этом случае следует помнить о таком моменте.

При оценке по критерию «цена контракта» использование подкритериев не допускается.

Для расчета рейтинга заявки по данному критерию в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ИЛИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА

Оценка заявок по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» может производиться в случае, если предметом конкурса является поставка товаров. Либо в ситуации, когда предмет конкурса – выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар.

Критерий фиксируется в конкурсной документации в отношении товара, являющегося предметом конкурса, или товара, который должен быть создан в результате выполнения работ, оказания услуг.

Обратите внимание: при рассмотрении данного критерия нельзя определять его содержание через квалификацию участника конкурса (в том числе через опыт работы, деловую репутацию, производственные мощности, наличие у участника конкурса технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов).

При использовании одного показателя критерия (одной функциональной характеристики (потребительского свойства) или качественной характеристики товара) для него устанавливается максимальное значение, равное 100 баллам.

РАСХОДЫ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОВАРА

Оценка заявок по критерию «расходы на техническое обслуживание товара» тоже может производиться при размещении заказа на поставку товаров, а также на выполнение работ (оказание услуг), результатом выполнения (оказания) которых является создание товаров. При оценке заявок по указанному критерию подкритерии не применяются.

СРОКИ (ПЕРИОДЫ) ПОСТАВКИ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Оценка заявок осуществляется по одному сроку (периоду) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг либо по нескольким таким срокам (периодам). При оценке заявок по данному критерию использовать подкритерии нельзя.

Здесь анализируется срок (период) поставки либо несколько сроков (периодов) поставки, в течение которых участник конкурса в случае заключения с ним государственного (муниципального) контракта должен поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).

СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ТОВАРА, РАБОТ, УСЛУГ

В рамках этого критерия оценивается срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, на который участник конкурса в случае заключения с ним государственного (муниципального) контракта принимает на себя обязательство по гарантии их качества.

Причем такой срок должен превышать минимальный срок гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в конкурсной документации.

Заметим также, что при оценке заявок по критерию «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг» использование подкритериев не допускается.

ОБЪЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ТОВАРА, РАБОТ, УСЛУГ

В данном случае оценивается уже объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, на который участник конкурса (при заключении с ним госконтракта) принимает на себя обязательство по предоставлению гарантий качества товара, работ, услуг, превышающее минимальный объем гарантий качества по ним, установленный в конкурсной документации.

Отметим, что под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходов участника конкурса, с которым заключается государственный (муниципальный) контракт, осуществляемых в случае наступления гарантийных обязательств.

Кроме того, как и во многих предыдущих случаях, при оценке заявок по указанному критерию не допустимо использование подкритериев.

МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ КОНТРАКТА?

Специалисты Минэкономразвития России считают такое возможным (см. письмо от 29 июля 2009 г. № Д05-3784).

Но лишь в одном случае – при сокращении ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Чиновники полагают, что в подобной ситуации бюджетное учреждение вправе изменить и сроки, и другие условия государственного (муниципального) контракта.

Основание – статья 161 Бюджетного кодекса РФ.

Ее положения позволяют учреждениям в указанном случае и при невозможности исполнить принятые обязательства обеспечить согласование новых сроков и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

Цена же контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта (ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/197863.html

Обеспечение гарантийных обязательств 44 фз

Объем предоставления гарантии качества товара
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

С 1 июля 2019 года Закон № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчика требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контакту, если в техническом задании были установлены требования к гарантии.

Из данной статьи Вы узнаете:
– в каких случаях предоставление указанного обеспечения является обязательным;
– в каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение;
– почему обеспечение гарантийных обязательств никак не связано с обеспечением исполнения контракта;
– почему предоставление обеспечения гарантийных обязательств затронет всех участников закупок, в том числе СМП.

Когда предоставление обеспечения гарантийных обязательств является обязательным?

Как уже было отмечено выше, требование о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств устанавливается только в случае, если в техническом задании заказчиком были установлены требования к гарантии качества товара, работы, услуги. В остальных случаях предоставления такого обеспечения не требуется. В частности, нельзя путать понятия гарантийные обязательства и остаточный срок годности товара. При установлении последнего требование к обеспечению гарантийных обязательств не устанавливается.

В большей части закупок товаров (например, закупках продуктов питания, лекарственных средств и т.д.), работ (например, работ по сносу объектов капитального строительства), услуг (например, консультационных услуг, образовательных услуг и т.д.

) требования к гарантийным обязательствам не устанавливаются. Однако, существуют отдельные закупки, при которых желательно, а иногда необходимо (обязанность заказчика) установить требования к гарантии качества.

Давайте поговорим о них, но в начале вспомним, что понимает Закон № 44-ФЗ под гарантийными обязательствами.

Согласно ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ под гарантийными обязательствами понимаются требования заказчика к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара. 

По общему правилу заказчик вправе установить в техническом задании гарантийные обязательства. Например, при закупке офисной мебели заказчик может как установить требование о гарантийном сроке, так и не сделать этого.

Однако, если заказчик закупает машины и оборудование (например, легковой автомобиль, компьютерное оборудование и т.д.

) он обязан установить требования по гарантийным обязательствам поставщика и, соответственно, потребовать предоставить обеспечение их выполнения.

В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?

Согласно ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств должны быть определены заказчиком в контракте (п. 1 ч.

13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ), в том числе случае, если такой контракт является типовым и не содержит указанных условий.

При определении порядка и срока предоставления обеспечения гарантийных обязательств заказчику необходимо помнить о следующем:

1) В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

В отличие от обеспечения исполнения контракта обеспечение гарантийных обязательств предоставляется после заключения контракта, но до подписания сторонами документа о приемке.

В Законе № 44-ФЗ не решен вопрос о том, как следует поступить заказчику, если продукция по контракту принимается частями (например, равными партиями поставляется компьютерное оборудование)?

Формально ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не допускает требовать предоставление обеспечения при закрытии отдельного этапа исполнения контракта.

При этом срок гарантийных обязательств по контракту может начать течь после поставки части продукции (в отношении этой части) и подписания сторонами документа о приемке. Без затребования обеспечения гарантийных обязательств по части уже поставленной продукции выполнение таких обязательств будет не гарантировано.

Для исключения споров мы не рекомендуем предусматривать частичную приемку при установлении требования об обеспечении гарантийных обязательств. Однако, если без приемки частями нельзя обойтись, рекомендуем устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств в части всего объема поставленной продукции.

При этом сумма обеспечения гарантийных обязательств не должна превышать 10% НМЦК.

2) Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Срок предоставления такого обеспечение не может быть менее срока действия гарантийных обязательств + один месяц. Например, если при закупках работ по строительству объекта капитального строительства заказчик установил срок гарантии в размере 5 лет на основании ст.

756 ГК РФ, подрядчик обязан предоставить обеспечение на срок не менее 5 лет + 1 месяц. В период действия гарантийных обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право заменить ранее предоставленное обеспечение гарантийных обязательств (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), но не может уменьшить его размер.

 Это отличительная черта такого обеспечения от обеспечения исполнения контракта.

3) Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика прописывать в контракте срок возврата обеспечения гарантийных обязательств.

При отсутствии такого условия обеспечение гарантийных обязательств должно быть возвращено заказчиком в разумный срок (в случае предоставления обеспечения гарантийных обязательств в форме денежных средств).

Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта.

Помимо тех отличительных особенностей, которые были указаны выше, следует отдельно выделить еще две:

1) Требование об обеспечении гарантийных обязательств должно быть установлено заказчиком даже в тех случаях, когда предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Например, при закупке компьютерного оборудования способом запроса котировок в электронной форме заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнении контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), но обязан установить требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, т.

к. при закупках оборудования обязан определить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) От предоставления обеспечения гарантийных обязательств не освобождаются казенные учреждения и СМП (ч.ч. 8 и 8.1. Закона № 44-ФЗ)

Источник: https://44fzrf.ru/obespechenie-garantijnyh-obyazatelstv-44-fz/

Определение гарантии качества и требования к получению документа на разные виды товаров

Объем предоставления гарантии качества товара

Нормы закона «О защите прав потребителей» в спорах поставщика и покупателя, использующих товары в предпринимательской деятельности неприменимы. Ответственность продавца за качество продукции регулируется Гражданским Кодексом РФ и договорными отношениями.

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/kachestvo-tovara/garantiya.html

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ: что это за инструмент и как он работает? Подробная инструкция для участников закупок

Объем предоставления гарантии качества товара

Многие поставщики и заказчики до сих пор не разобрались в вопросе обеспечения гарантийных обязательств. Масла в огонь подлили новые изменения в 44-ФЗ, принятые 124-ФЗ от 24 апреля 2020 г.

Еще год назад согласно 44-ФЗ заказчики были обязаны требовать от поставщиков предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контракту, если в техническом задании указывались требования к гарантии (124-ФЗ).

Теперь такой обязанности у заказчиков нет, с 1 июля 2020 г. она заменена на право. Но все же осталось много непонятных моментов по этой теме.

Чтобы снизить долю волнений и закрыть оставшиеся вопросы, мы подготовили новую статью.

Обеспечение гарантийных обязательств – что это за мера, и для чего она нужна?

Вносить гарантийные обязательства можно двумя способами – деньгами и банковской гарантией. В обоих случаях поставщик предоставляет их заказчику до того, как был подписан акт приемки по контракту для обеспечения гарантии качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный период эксплуатации.

В ч.4 ст.33 44-ФЗ встречается термин «гарантийные обязательства». Что входит в это понятие?

  • гарантия качества товара (работы, услуги);
  • гарантийный срок;
  • объем предоставления гарантий;
  • требования к гарантийному обслуживанию товара.

Важной особенностью является то, что заказчик может предъявлять требования к товарам/работам/услугам при необходимости, то есть, когда посчитает это нужным. Кроме случаев, когда предметом закупки являются машины и оборудование. Тогда это будет обязанностью. Поэтому участникам закупок следует внимательно читать извещение и тендерную документацию на предмет наличия в них этого условия.

Начинающие поставщики не видят разницы между обеспечением гарантийных обязательств и обеспечением исполнения контракта. Это совершенно разные меры, которые не следует путать между собой.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику в виде денежных средств или банковской гарантии участником, выигравшим торги при заключении контракта для снижения возможных финансовых рисков заказчика в случае неисполнения или некачественного исполнения поставщиком работ.

В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Назовем отдельно еще 2 отличительные особенности помимо названных выше:

1) Заказчик может выставить требование об обеспечении гарантийных обязательств даже тогда, когда внесение обеспечения исполнения контракта не требуется.

Например, при приобретении компьютерной техники путем электронного запроса котировок заказчик может не устанавливать требование об ОИК (ч.1 ст.96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийные меры, т.к.

при закупках оборудования обязан обозначить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) ОИК предоставляется победителем закупки до подписания контракта, а обеспечение ГО предоставляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.

Случаи обязательного предоставления гарантийных мер

Поставщик обязательно должен предоставлять обеспечение гарантийных обязательств, если это требование заказчик прописал в документации. Несмотря на то, что с 1 июля 2020 г. установление этого требования является для заказчика правом, а не обязанностью (ч.2.2. ст.96 44-ФЗ), поставщик обязан его выполнить, если заказчик свое право использовал.

Если заказчик это требование установил, то оно действует на всех претендентов на контракт без исключения (включая представителей СМП и СОНКО).

Требоватьобеспечение гарантийных обязательств заказчик может только тогда, когда в контракте указаны гарантийные обязательства, в том числе требования к гарантийному сроку на приобретаемую продукцию (работы, услуги).

Согласно ч.4 ст. 33 44-ФЗ заказчик обязан требовать гарантийные меры, если закупаются машины и оборудование. В остальных случаях установление данного требования является всего лишь правом.

Списка закупок, по которым заказчик «вправе» требовать гарантийные меры, в контрактном законодательстве нет. Например, при закупке шкафов или строительных услуг заказчик, скорее всего, пропишет требования по гарантийным обязательствам. Но может и не делать этого, все зависит от его предпочтений.

В практике госзаказа встречаются случаи, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и сами не понимают, для чего они это делают. Такие ситуации свойственны при приобретении продуктов питания, лекарственных препаратов, программного обеспечения.

Плохо то, что, не разобравшись, заказчики одновременно требуют вносить обеспечение гарантийных обязательств в таких закупках.  Путаница возникает вследствие того, что заказчики не различают термины «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности».

Минус в том, что предъявление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в названных случаях формально не нарушают 44-ФЗ.

Размер обеспечения гарантийных обязательств и срок их предоставления

В ч.2.2 ст.96 44-ФЗ сказано, что размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта. Например, если НМЦК составляет 1 млн. рублей, то ГО может быть установлено от 0 до 100 тыс. руб. включительно.

Говоря о сроках внесения ОГО, следует руководствоваться п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ: если заказчик установил данное требование, то в проекте контракта он обязан указать порядок и сроки предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств.

Особенный интерес вызывает ч.7.1 ст.94 44-ФЗ, в которой сообщается, что, если заказчик указывает требование об обеспечении ГО, то документ о приемке товара или работ оформляется после того, как исполнитель внес данное обеспечение в соответствии с нормами 44-ФЗ (это не относится к отдельному этапу исполнения контракта).

То есть обеспечение гарантийных обязательств нужно вносить в указанные заказчиком сроки ДО оформления приемочного документа, иначе заказчик просто не подпишет документы.

Способы обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ

Выше мы эти способы называли:

Какой именно способ выбрать, решает сам исполнитель. Руководствоваться следует суммой гарантийных обязательств и сроком гарантии. Первый вариант подойдет, если сумма и срок гарантии небольшие, в остальных случаях целесообразно будет оформить банковскую гарантию.

Правила оформления банковской гарантии указаны в ст. 45 44-ФЗ. Причем, поставщик вправе взять как одну общую банковскую гарантию, так и две. Одна гарантия покроет обеспечение исполнения контракта до заключения контракта, а вторая —  обеспечение ГО до подписания приемочных документов.

Одна общая банковская гарантия будет обеспечивать исполнение работ по контракту, а также содержать обязательства банка по обеспечению гарантийных обязательств. Такая мера предоставляется заказчику до подписания контракта.

Согласно ч.3 ст.96 44-ФЗ банковская гарантия, как для обеспечения исполнения контракта, так и для обеспечения гарантийных обязательств, должна будет действовать не менее 1 месяца после исполнения контрактных обязательств (превышать срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на 1 месяц).

Способы обеспечения гарантийных обязательств могут меняться один на другой (при желании исполнителя). Об этом праве поставщика говорится в ч.7 ст.96 44-ФЗ.

Еще одной отличительной особенностью обеспечения гарантийных обязательств от ОИК является то, что его размер нельзя уменьшить на размер уже выполненных работ.

Срок возврата гарантийных мер по 44-ФЗ

В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как можно вернуть обеспечение гарантийных обязательств. А о возврате ОИК подробно говорится в ч.27 ст.34 44-ФЗ, поэтому заказчики пользуются этим положением:

  • в течение 1 месяца со дня исполнения обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась среди СМП и СОНКО.

Рекомендуем внимательно изучать проект контракта на предмет сроков возврата. Если заказчик их не указал, то воспользуйтесь своим правом отправить ему запрос на разъяснение положений документации о закупке с просьбой указать этот срок.

Возможно ли отменить ранее установленные в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ч.4 ст.5 124-ФЗ:

Норма приобрела силу с 24 апреля 2020 года!

Странность этого пункта породило множество разночтений со стороны заказчиков, руководителей бизнеса и контролирующих ведомств. С одной стороны данное положение направлено на распространение «права» заказчика требовать гарантийные меры на контракты, заключенные до 1 июля 2020 г.

А с другой стороны — запрещает вносить изменения в уже заключенные контракты. Таким образом, сам собой возникает вывод, что применять данное положение возможно только при формировании планов, объявлении и внесении изменений в мероприятия, организованные в промежуток 24 апреля 2020 г.

– 1 июля 2020 г.

Заключение

Сделаем выводы из всего сказанного.

Заказчик устанавливает требование по обеспечению гарантийных обязательств при необходимости (не распространяется на закупку машин и оборудования). Оно не может превышать 10% от НМЦК.  В большинстве случаев обеспечение ГО устанавливается в процедурах, предметом которых являются товары, в паспорте которых прописан гарантийный срок эксплуатации.

При установлении заказчиком гарантийных мер в проекте контракта должны быть указаны порядок и сроки их внесения, а также сроки возврата.

Гарантийные меры можно предоставить 2-мя способами: деньгами или банковской гарантией. В противном случае заказчик не подпишет бумаги о приемке.

Внедрение законодателями в систему госзакупок обеспечения гарантийных обязательств явно не пришлись по душе поставщикам. Это очередные траты, которые следует учитывать при подсчете рентабельности того или иного участия в торгах. Сроки гарантийных обязательств могут очень надолго растянуться во времени, и возврат денежных средств может затянуться.

А с банковскими гарантиями связана другая негативная история. Во-первых, не все финансовые учреждения из перечня Минфина готовы сегодня предоставлять такие гарантии. Во-вторых, если сумма обеспечения ГО будет небольшой, то банк может отказать в выдаче гарантии. Часто это связано с тем, что у банка установлены лимиты суммы по выдаче БГ, ниже которых он не выдает гарантии.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/obespechenie-garantijnyx-obyazatelstv-po-44-fz-chto-eto-za-instrument.html

Обеспечение гарантийных обязательств с 1 июля 2019

Объем предоставления гарантии качества товара

Статья актуальна на 7 июля 2020

Разберемся, обязаны ли заказчики требовать обеспечивать эти обязательства в каждой закупке. Можно ли получить для этого отдельную банковскую гарантию. Примет ли заказчик обеспечение гарантийных обязательств после того, как контракт заключен.

иллюстратор — Маргарита Федосеева 

Изменения в 44-ФЗ, которые касаются гарантийных обязательств

  1. В ч. 4 статьи 33 появилось понятие «гарантийные обязательства» (далее — ГО). Оно включает в себя:
    • гарантию качества,
    • требования к сроку гарантии,
    • объем предоставления гарантий качества,
    • требования к гарантийному обслуживанию товара.

    В статье сказано, что гарантийные обязательства заказчик устанавливает при необходимости.

     Что значит, при необходимости? Наши эксперты считают так: если у объекта закупки (например, музыкальных инструментов или огнетушителя) устанавливается гарантийный срок эксплуатации, то заказчик требует от победителя обеспечить гарантию качества этих товаров на весь сроки эксплуатации.

  2. В новой редакции  п. 1 ч. 13 статьи 34 появилось условие: если заказчик установил в закупке гарантийные обязательства, то он включает в проект контракта порядок и сроки предоставления этих обязательств. 

  3.  Ч. 1 ст. 45 дополнили правилом, что с 1 июля 2019 банковскую гарантию можно предоставлять не только на обеспечение заявок и исполнение контрактов, но и на гарантийные обязательства.
  4.  В статье 94 появилась новая ч. 7.1. Если заказчик установил требование об обеспечении ГО, то документ о приемке товара, работ, услуг подпишут, только если исполнитель предоставил обеспечение ГО. 
  5.  В ч. 1 ст. 96 в новой редакции говорится, что если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то эту информацию необходимо включить в извещение, документацию, проект контракта в закупке, приглашение участвовать в закрытой закупке. 

В итоге выстраивается такая цепочка: 

  1. Если не указано другое (как например, в закупках машин и оборудования), то заказчик устанавливает гарантийные обязательства при необходимости. То есть не в 100% случаев, а решает в зависимости от объекта закупки, нужны они или нет. 
  2. Если установил, то обязан потребовать обеспечить ГО. С 1 июля 2020 года действует новое правило: заказчики не обязаны, а имеют право требовать обеспечить гарантийные обязательства (ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ). 
  3. Если нужно обеспечить, то не подпишет акты-приемки, если нет обеспечения гарантийный обязательств. 

Какими способами обеспечивать гарантийные обязательства

Победитель закупки сам выбирает, каким способом обеспечить основные и гарантийные обязательства: 

  • предоставить банковскую гарантию,
  • внести деньги на счет заказчика. 

Можно ли предоставить отдельно банковскую гарантию на основные обязательства и отдельно на гарантийные? Примут ли такую гарантию?

Да, можно оформлять две банковские гарантии, причем исходя из формулировок закона это можно сделать в разное время:

  • на исполнение контракта — перед подписанием контракта, 
  • на исполнение ГО — перед подписанием акта приемки. 

При желании, основные и гарантийные обязательства можно обеспечить одной банковской гарантией. Но вероятны сценарии, когда поставщику выгоднее предоставлять обеспечение разными способами, например: 

  • Для “заморозки” на короткое время переводить заказчику деньги (исполнение контракта), а на долгий срок (гарантийные обязательства) брать банковскую гарантию.
  • Если процент обеспечения контракта большой (например, если в закупке есть аванс), то брать на него гарантию, а если процент обеспечения ГО низкий, то переводить деньги. 

Напомним, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязательств минимум на один месяц, в том числе если сроки контракта сдвинулись по независящим от сторон причин. Об этом сказано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Конкретный срок заказчик установит в извещении и документации к закупке.

Также победитель вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств или предоставить заказчику новое обеспечение взамен старого (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ). 

Когда вернут обеспечение гарантийных обязательств?

В 44-ФЗ прямого ответа нет, но предполагаем, что заказчики будут руководствоваться теми же правилами, что и при возврате обеспечения контракта:

  • в течение 30 дней с даты окончания обязательств. 
  • в течение 15 дней, если закупка проходила среди СМП. 

В любом случае порядок и сроки возврата должны быть прописаны в документах закупки. Посмотрим, как заказчики будут действовать на практике.

Например, уже в некоторых закупках встречаются такие формулировки: “Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств возвращаются заказчиком поставщику в течение 30 дней с даты обращения поставщика, но не ранее истечения срока гарантийных обязательств, указанного в пункте 7.3. контракта”.

Какие риски связаны с изменениями? 

Больше расходов на обеспечение 

На практике заказчики все чаще требуют обеспечить гарантийные обязательства в закупках, опубликованных после 1 июля 2019 года, а это дополнительная финансовая нагрузка на исполнителя. Если срок исполнения гарантийных обязательств затягивается на несколько лет, победителю закупки придется  ждать, когда вернут обеспечение деньгами или оплачивать комиссию банку за выдачу банковской гарантии.

При этом на некоторые товары (запчасти, бытовую технику и т.д.) действует гарантия производителя, то есть гарантийные обязательства дублируются. 

Проще стало только представителям малого бизнеса, у которых есть опыт исполнения госконтрактов. Им достаточно предоставить успешно исполненные контракты из реестра ЕИС, чтобы обеспечить исполнение контракта. Правда, про льготы в обеспечении гарантийных обязательств в статье не сказано (ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ). 

В законе не зафиксирован срок возврата денег, перечисленных на обеспечение ГО

Если  заказчик не включит в контракт условия возврата денег, то рассчитывать придется только на его адекватность. Поэтому лучше до подачи заявок прочитать условия контракта и рекомендовать заказчику включать условия, если их нет. 

Не все банки выдают гарантии на ГО

На момент публикации статьи некоторые банки еще не ввели новый вид гарантии в линейку своих продуктов, и соответственно количество предложений на рынке на обеспечение ГО меньше, чем на исполнение контракта.

По мнению Евгения Крымова, руководителя электронного агента банковских гарантий, постепенно ситуация придет в равновесие  и такой продукт, как “банковская гарантия для обеспечения гарантийных обязательств”, станет более массовым.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1254-garantiynue-obyazatelstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.