Отказ от наследства в римском праве

4. Принятие наследства

Отказ от наследства в римском праве

Римское правопредусматривало две стадии процессаперехода наследства:

  • открытие наследства;
  • принятие наследства.

Открытиенаследства происходило в момент смертинаследодателя.

Однако лица, которыепризывались к наследованию, еще неприобретали права на наследственноеимущество. Это происходило лишь спринятиемнаследства.

Цивильное правопредусматривало два правила, определявшихмомент принятия наследства:

  • сразу после смерти наследодателя агнаты, находившиеся в его власти, считались воспреемниками наследства;
  • агнаты вводились во владение наследством помимо их воли, т.е. они не могли отказаться от принятия наследства.

Такое положениебыло обременительно для наследников.Например, когда на них переходили долгинаследодателя. С развитием преторскогоправа ситуация изменилась.

Теперь, еслиагнаты отказывались от принятиянаследства, претор призывал к наследованиюследующие разряды наследников.

Если жеи они отказывались вступить в праванаследников, претор устраивал распродажуимущества наследодателя, чтобы погаситьего долги.

Цивильное правопредусматривало срок для принятиянаследства (до 100 дней) и соблюдениеторжественной формы этого акта. Преторскоеже право устанавливало следующуюпроцедуру принятия наследства: наследникиспрашивал у претора наследство. Причемдля нисходящих и восходящих наследниковустанавливался срок принятия наследства,равный одному году; для остальных срокостался прежним — 100 дней.

Римскому правубыло известно такое понятие кактрансмиссия.Ее суть: некоторые лица могли передаватьпринадлежащее им право наследованиясвоим нис­ходящим наследникам (детям,внукам). В римском наследственном правевыделялись и такие правовые институтыкак легат и фидеикомисс.

Легат —это предоставление какой-либо выгодыпосле смерти наследодателя лицу, котороене являлось наследником. Такое условиесодержалось в завещании.

Получение выгодымогло заключаться в получении изнаследственной массы денежной суммы,конкретной вещи и т.п. Широкоераспространение легатов повлияло наинтересы наследников, вызвав ихвозмущение.

В конце концов былоустановлено, что, если в завещаниисодержится подобное предоставление,то наследник не должен от этого страдатьи обязательно должен получить 1/4наследственного имущества, оставшегосяпосле расчетов с кредиторами.

Фидеикомиссы(обращение к чести другого) — этосвое­образные, неформальные легаты.В фидеикомиссе содер­жалась просьбадать или сделать что-нибудь для другоголица, не упоминавшегося в завещании,под честное слово.

Так как этоисполнение совершалось под честноеслово, то реализация фидеикомиссасчиталась нравственной обязанностьюнаследников. Первоначально фидеикомиссыне пользовались юридической защитой.

Со временем они стали представлятьсобой форму завеща­тельного распоряжения,которое подлежало к исполнению наследникомили должником завещателя.

Постепеннопроисходит сближение легатов ифидеикомиссов, окончательное слияниепроизошло в 529 г. по решению Юстиниана.

5. Отказ от наследства. Защита наследственных прав

Отказом от наследствасчиталось: а) прямое заявление об этом;б) непринятие наследства в установленныесроки и надлежащим способом.

Последствия приотказе от наследства могли быть самымиразличными: 1) наследство мог принятьподназначенный наследодателем другойнаследник; 2) наследство могли принятьпрочие наследники той же очереди, которыеприсоединяли долю отказавшегося к своимдолям; 3) наследство могли принятьнаследники другой очереди; 4) не исключалосьтакое положение, когда наследодательраспоряжался своим имуществом припомощи завещания, но все без исключенияназначенные им наследники от принятиянаследства отказались. Тогда наступалитакие же последствия, как если бызавещания не было, и наследственноеимущество целиком переходило к законнымнаследникам; 5) наследство объявлялосьвыморочным, если от наследства отказывалисьвсе до единого как законные, так изавещательные наследники. Праванаследников обеспечивались исками,которые назывались требованием онаследстве. Это требование предъявлялосьпо поводу как вещей, так и правомочий,входивших в состав наследственногоимущества. Такой иск получил названиегенерального иска. Со стороны преторазащита наследственных прав осуществляласьпри помощи преторского интердикта.Опираясь на него, преторский наследникмог потребовать от претора, чтобы тотввел его во владение наследствен­нымимуществом.

Источник: https://studfile.net/preview/5272300/page:33/

Отказ от наследства

Отказ от наследства в римском праве

Понятие отказа и его формы в римском праве

I. Понятие отказа от наследства. В источниках находим два легальных определения; одно, — в § 1. I. h. t. 2, 201: legatum est donatio quaedam a defuncto relicta, слишком узко, потому что обнимает только отказы, имеющие имущественную ценность; другое в 1. 116. pr. D. de leg.

1 (30): legatum est delibatio hereditatis, qua testator ex eo, quod Universum heredis foret, alicui quid collatum velit, относится только к наиболее частому случаю; ибо обыкновенно отказ есть одностороннее, сделанное в распоряжении на случай смерти, предоставление чего-либо из наследства, вследствие чего последнее достается наследнику уменьшенным на отдельные отказанные предметы.

Но для наличности отказа не требуется, чтобы предметом его были наследственные вещи (§§ 450, 452); и вообще не требуется, чтобы предмет отказа имел имущественную ценность (§ 440); с другой стороны, предметом отказа может быть все наследство (§ 454).

Приняв все это во внимание, следует определить отказ как такое предоставление известной выгоды на случай смерти, которое совершается не назначением наследником, а иным способом. И сам предоставленный предмет называется отказом.

II. Формы отказа от наследства в римском праве.

Отказ развился в римском праве в двух формах: как legatum и как fideicommissum; легат существовал еще в древнем ius civile и отличался строгим характером, свойственным всем институтам цивильного права; фидеикомисс появился к концу республики в народной жизни без всякого юридического характера и возведен в юридический институт лишь Августом (пр. 14).

Различия между ними уж по большей части исчезли до Юстиниана в течение императорского периода: отчасти строгие правила легата были перенесены на фидеикомисс, отчасти же свобода фидеикомисса от правил и ограничений была сообщена легату; оставшиеся еще различия устранил Юстиниан двумя постановлениями 529 и 531гг., по которым ко всем отказам должны применяться более свободные правила фидеикомисса. Укажем главнейшие различия легатов и фидеикомиссов:

1.         Легаты надо было назначать определенными повелительными латинскими словами, смотря по выбору которых различали legatum per vindicationem, per damnationem, sinendi modo, per praeceptionem.

Для назначения фидеикомисса достаточно было выражения просьбы, желания, даже знака (nutus) . Постановлениями Константина (339 г.) и Феодосия (439 г.

) было позволено назначать и легаты какими угодно латинскими или греческими словами4.

2.         Легаты надо было назначать в завещаниях; фидеикомиссы не подлежали этому ограничению.

Обыкновенно наследодатель назначал фидеикомиссы завещании или в письме (codicilli, codicillus) к тому лицу, которому поручалось их исполнение5; Константин и Феодосий установили для кодициллов число свидетелей, требуемое для завещаний6; Юстиниан требовал участия пяти свидетелей7. В кодициллах, подтвержденных в завещании, можно было назначать легаты уже по классическому праву8.

3.         Легаты можно было возлагать только на наследников по завещанию, фидеикомиссы — также на наследников по закону, легатариев, фидеикомиссариев, их наследников— вообще на всех тех лиц, которые непосредственно или посредственно получали какую-либо выгоду от наследодателя вследствие его смерти9.

4.         Легаты можно было назначать лишь в пользу лиц, имевших так наз. testamentifactio passiva: фидеикомиссы — ив пользу других лиц; одно senatusconsultum при Адриане установило условие testamentifactio passiva и для лица, получающего фидеикомисс10

5.         Правила о capacitas касались первоначально только легатов; sctum Pegasianum при Веспасиане перенесло правила об incapacitas безбрачных и бездетных и на фидеикомиссы11.

6.         Правила 1. Falcidia (§ 446) первоначально относились только к легатам. Sctum Pegasianum и рескрипт Пия распространили их и на фидеикомиссы12.

7.

         Легаты с самого начала давали право на иск; смотря по виду легата, иски были различны; для взыскания legatum per vindicationem служила actio in rem, для legatum per damnationem — actio (in personam) ex testamento (которая в период legis actiones совершалась в форме legisactio per manus iniectionem), для legatum sinendi modo — actio (in personam) ex testamento, для legatum per praeceptionem, no мнению сабинянцев, actio familiae erciscundae, по мнению прокулианцев, actio in rem . Фидеикомиссы первоначально были для лиц, на которых они возлагались, только нравственным долгом; Август связал с ними при известных условиях право на иск (в форме extraordinaria persecutio), что мало-помалу перешло в общее правило . Юстиниан предоставил в двух упомянутых выше постановлениях (пр. 2) каждому легатару и фидеикомиссару как actio in personam, так и in rem (подробности ср. в §§ 444, 445).

Источник: http://www.bibliotekar.ru/4-0-1-rimskoe-pravo/81.htm

Правовые последствия отказа от принятия наследства

Отказ от наследства в римском праве

Отказ наследников по завещанию.

• Если от принятия наследства отказался единственный наследник (или все наследники) по завещанию и отсутствует субституция, тогда было наследование по закону.

• Если от принятия наследства отказался наследник по завещанию, имеющий субститута, то к наследованию призывался субститут – запасной из наследников.

• Если один из наследников по завещанию совершил неопределенный отказ – его доля делится между другими наследникам по завещанию пропорционально тому, как это было указано в завещании.

• Если один из наследников совершает определённый отказ – его доля переходит к другому наследнику по завещанию.

Отказ наследников по закону.

• Если от наследства отказался единственный наследник первой очереди, то по цивильному праву имущество становится бесхозяйным, а по преторскому праву – призывается следующая очередь.

• Если от наследства отказалась вся очередь, то в цивильном праве имущество становилось бесхозяйным, а в преторском – призывалась следующая очередь.

• Если 1 из наследников совершает неопределённый отказ, то доля делится между наследниками той же очереди пропорционально.

• Если 1 из наследников по закону совершал определённый отказ, то имущество переходит тому, в чью пользу был сделан отказ.

• Если все очереди отказывались от принятия наследства (в преторском и юстиниановом праве), то имущество становилось выморочным и переходило в фиск Римского государства. Долги также переходили, но у государства была привилегия: оно отвечало по долгам только в пределах актива.

Легаты и фидеикомиссы

По общему правилу в рамках наследования применялись универсальное правопреемство, по которому к наследнику переходили как права, так и обязанности наследодателя. Но было и сингулярное правопреемство, т.е.

преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на преемника каких бы то ни было обязанностей. Оно существовало в рамках двух институтов – легатов и фидеикомиссов.

LEGATUM и FIDEICOMMISSA, – отказы наследодателя в пользу 3 лиц.

Легат (LEGATUM)

Легат (legatum, или завещательный отказ) – это распоряжение, сделанное наследодателем (завещателем = отказодателем) в завещании, обязывающее наследника по завещанию (исполнителя легата) в случае принятия наследства предоставить определенное имущество из наследства третьему лицу (отказопулачателю = легатарию, legatarius).

Юридическая природа

1. Завещание связано с универсальным правопреемством, а легат – с сингулярным.

2. Легат – это особая частно-правовая сделка, которая совершается только завещателем – отказодателем, обладающим активной завещательной правоспособностью, тогда как исполнитель отказа и сам легатарий обладают пассивной завещательной правоспособностью.

3. Как и составление завещания, эта сделка односторонняя. Не требуется согласование воли ни с наследником по завещанию, ни с легатарием.

4. Эта сделка акцессорная, не самостоятельная: легат мог быть установлен только в завещании и распространялся только на наследников по завещанию.

Поэтому судьба легата была неразрывно связана с завещанием: прекращение действия завещания влекло утрату юридической силы самого легата.

Не допускались возложение завещательного отказа на наследников по закону и переход на них соответствующей обязанности в случае отказа со стороны наследников по завещанию.

Виды легата

В зависимости от содержания распоряжения наследодателя различались 2 основных вида завещательных отказов: legatum per vindicationem (легат посредством виндикации = вещный) и legatum per damnationem (легат посредством присуждения = обязательственный).

Ø LEGATUM PER VINDICATIONEM: предметом легата являлось предоставление легатарию права собственности на определённую вещь из наследственной массы либо сервитута на неё. При этом соответствующее вещное право возникало у легатария сразу с момента принятия наследства наследником по завещанию, обременённым легатом. Для истребования – вещно-правовое средство защиты – actio vindicatio.

В некоторых случаях в качестве легатария мог выступать один из наследников по завещанию – прелегатарий, praelegatarius. Такое лицо приобретало одну часть наследственной массы в качестве наследника по завещанию, а другую часть – в качестве отказа, обязанность исполнения которого ложилась на других наследников по завещанию.

Ø LEGATUM PER DAMNATIONEM: предметом легата являлось возложение на наследника обязанности совершить определённые действия обязательственного характера в пользу легатария, откуда возникают разновидности легата:

· legatum alimentorum – обязанность алиментировать;

· legatum usufructus – предоставить имущество в безвозмездное пользование с правом извлечения плодов;

· legatum nominis – уступить право требования, принадлежащего завещателю в отношении третьего лица;

· legatum liberationis – освободить от долга перед самим завещателем.

Защита прав легатария осуществлялась с помощью личного (обязательственного) иска – actio ex testamento[2].

Источник: https://cyberpedia.su/6x8812.html

Особенности принятия наследства и отказа от него в римском праве

Отказ от наследства в римском праве

Особенности наследования по закону в римском праве (по законам XII таблиц).

Наследование по закону — наследование, которое происходило в установленном законом порядке.

Основной признак наследования по закону — наличие родства между наследником и наследодателем.

Законы XII таблиц различали следующие три очереди наследников:

1) «свои» или «необходимые» наследники, которые включали лиц, находившихся в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью (дети, внуки от ранее умерших подвластных детей). В тех случаях, когда после умершего не оставалось наследников первой очереди, к наследству призывалась вторая очередь;

2) агнаты — лица, принадлежащие к одной семье и находящиеся под властью умершего главы этой семьи (братья, сестры, мать умершего). При наличии нескольких агнатов к наследованию призывался ближайший агнат, т. е. то лицо, которое имело ближайшую родственную связь с наследодателем;

3) когнаты, которыми являлись все кровные родственники умершего. При этом не имела значения степень родства.

В ходе развития римского права происходил процесс вытеснения агнатического родства в качестве основания наследования когнатическим.

Преторским правом цивильная система наследования, которая была основана на агнатическом родстве, была заменена преторской системой наследования, включавшей следующие четыре очереди наследников:

1) дети наследодателя, в том числе и эмансипированные;

2) все агнаты;

3) когнаты, имеющие родство с наследодателем до шестой степени включительно;

4) переживший наследодателя супруг (супруга).

В тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследство, оно открывалось следующему за ним по порядку.

По Уложению Юстиниана различали пять очередей законных наследников:

1) все нисходящие наследники (сыновья, дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей и т. д.);

2) восходящие родственники наследодателя (отец, мать, дед, бабка и т. д.), полнородные родные братья, сестры, дети умерших полнородных братьев и сестер;

3) неполнородные братья и сестры наследодателя;

4) все остальные боковые родственники наследодателя, причем независимо от степени их родства умершему;

5) супруг(супруга) наследодателя.

В юстиниановской системе различали виды порядка наследования по закону:

1) обыкновенный, который был основан на родстве и определялся очередями;

2) особый, который возникал, когда лицо имело право на получение доли наследства независимо от того, кто являлся наследником в остальной части имущества.

В римском праве открытие наследства и установление наследников осуществлялись в момент смерти наследодателя.

Право собственности на наследуемое имущество наследники приобретали не в момент открытия наследства, а после его принятия.

За время между открытием наследства и его принятием имущество, входящее в наследственную массу, называлось лежачим наследством, так как наследственное имущество никому не принадлежало.

В древнейшем римском праве такое имущество считалось бесхозяйным, поэтому любое лицо, захватив его и владев им год, становилось собственником.

Позднее в классическом праве для устранения посягательств лежачее наследство до принятия наследниками числилось за умершим, личность которого продолжалась в наследственном имуществе.

Принятие наследства является односторонним действием наследников, которые свидетельствовали о наличии у них желания вступить в наследство.

Способы принятия наследства:

1) прямое волеизъявление наследников;

2) фактическое поведение лица, которым оно подтверждает принятие им наследства.

В случае отказа от наследства или нежелания его принимать от наследников первой очереди требовалось особое заявление. Остальные наследники имели «право на размышление» и должны были выразить свое желание о принятии наследства специальным актом или подразумевающими его. При этом отсутствие этих действий или заявлений говорило о переходе права на принятия наследства к следующему наследнику.

Срок для принятия наследства в римском праве не был установлен. Однако принятие наследства являлось регламентированной процедурой. При принятии наследства наследник должен был составить опись наследственного имущества. Моментом принятия наследства считался момент перехода всех прав и обязанностей наследодателя независимо от времени составления описи и факта ее окончания.

В тех случаях, когда наследник умирал, пережив наследодателя и не успев принять наследство, его права на наследство переходили его наследникам. Такое принятие наследства в римском праве получило название наследственная трансмиссия.

Наследование по праву представления осуществлялось, если в момент смерти наследодателя в живых из числа нисходящих родственников остались дети от ранее умершего сына или дочери. Они приобретали право на получение той доли, которая досталась бы их умершим отцу или матери, если бы те пережили наследодателя.

В тех случаях, когда на наследство претендовали несколько наследников, они признавались совместными собственниками наследства (сонаследниками), но в пределах своих наследственных долей.

Источник: https://studopedia.su/17_72691_osobennosti-prinyatiya-nasledstva-i-otkaza-ot-nego-v-rimskom-prave.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.