Персональная подсудность

Уголовный процесс

Персональная подсудность

Подсудность уголовных дел — это такая совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которой конкретное уголовное дело должно быть передано суду на рассмотрение в качестве суда первой инстанции.

При определении суда, который должен рассматривать дело, учитываются прежде всего его полномочия, которые сводятся к установлению того, какому суду подсудно конкретное уголовное дело. При этом сопоставляются дела и компетенция суда. В уголовном процессе выделяют предметную (родовую), территориальную и персональную виды подсудности.

Предметная (родовая) подсудность определяется видом совершенного преступления, который, в свою очередь, выражается в квалификации совершенного преступления.

Предметная подсудность применяется для разграничения подсудности судов различных звеньев.

С ее помощью определяются род (вид) преступления и другие составляющие предмет производства по делу, следовательно, определяются также квалификация преступления по соответствующей статье уголовного кодекса и предусмотренное ею наказание,

Территориальная (местная) подсудность характеризуется местом совершения преступления, а при невозможности определения места совершения преступления — местом окончания предварительного расследования. Она применяется для разграничения подсудности судов (ст. 32 УПК).

Правильное определение подсудности по территориальному признаку очень важно, поскольку компетенция каждого суда распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу (районного суда — на территории района областного суда — на территорию области и т.п.).

Кроме того, территориальный признак подсудности позволяет распределить дела между одноименными судами, определить к ведению какого суда относится то или иное дело, т.е. какого района, какой области и т.п.

Территориальная подсудность может быть изменена, когда имеется согласие всех обвиняемых по делу, если не все из участников процесса по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда.

Персональная подсудность определяется субъектом совершения преступного деяния, его служебной характеристикой и действует строго в указанных случаях. Так, уголовные дела в отношении депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей по их ходатайству должны рассматриваться Верховным судом РФ (ст.

452 УПК). Персональный признак подсудности связан с особыми гарантиями неприкосновенности депутатов, членов Совета Федерации, судей. Он позволяет учесть особенности их профессиональной деятельности, избежать предвзятости по отношению к подсудимому, если бы дело стало рассматриваться по месту совершения преступления.

Персональный признак положен в основу определения подсудности уголовных дел военным судам. Здесь также учитываются особенности военной службы и дислокации войсковых частей, не совпадающих нередко с административным делением.

Впервые в УПК определена подсудность военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации. Этим судам теперь подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных не только военнослужащими, но и членами их семей, а также гражданами, прошедшими военные сборы, при условии, что преступления были совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.

Подсудность по связи дел содержит такие правила, которые позволяют определить, какой суд должен рассмотреть при соединении в одном производстве дела по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, подсудных судам разных уровней. При такой ситуации уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (ст. 33 УПК). Если дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности.

Не допускается передача дела в нижестоящий суд, если оно начато рассмотрением в судебном заседании вышестоящим судом. Вопрос о передаче дела из одного суда в другой, которому оно подсудно, разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном для предварительного слушания.

Постановление и принятие дела к своему производству, о направлении дела по подсудности или передаче дела в другой такой же суд не подлежит обжалованию в кассационном порядке, и вступают в силу с момента его вынесения.

Для исключения волокиты при рассмотрении дел в судах закон запрещает споры о подсудности между судами.

Дело, направленное из одного суда в другой в предусмотренном УПК порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, в который оно направлено (ст. 46 УПК).

Источник: https://isfic.info/urpro/ugcou20.htm

§ 7. Персональная подсудность

Персональная подсудность

Персональнаяподсудность определяется свойствами(признаками, особенностями) личностиобвиняемого (подсудимого).

По сути своейотнесение каких-то уголовных дел кведению конкретных судов в зависимостиот таких свойств является исключениемиз общих правил предметной и территориальнойподсудности, а равно в определенноймере отступлением от конституционногопринципа равенства всех перед закономи судом.

Чащевсего во внимание принимаются такиеперсональные свойства (признаки,особенности) лица, привлекаемого куголовной ответственности, как егопринадлежность к военнослужащим или ктем, кто приравнивается к ним (граждане,проходящие военные сборы или уволенныес военной службы) либо связан с ними(при определенных правовыми актамиусловиях – члены семей военнослужащихили вольнонаемные, работающие в воинскихструктурах).

Подведомственность(подсудность) военных судов устанавливаетсяст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31УПК.

Этимсудам подведомственны уголовные делао преступлениях, совершенных, какправило, военнослужащими. понятия данной категории государственныхслужащих Закон о военных судах четконе раскрывает.

Не дается оно исчерпывающеи в других законодательных актах,регламентирующих привлечение к уголовнойответственности, в том числе в ст. 331 УК.В настоящее время о нем можно судить посказанному в двух законах – “О статусевоеннослужащих” от 27 мая 1998 г.

*(284)и “О воинской обязанности и военнойслужбе” от 28 марта 1998 г.*(285)

Вч. 1-3 ст. 2 (“Военная служба. Военнослужащие”)последнего из них говорится:

“1.

Военная служба – особый вид федеральнойгосударственной службы, исполняемойгражданами в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации, а также в пограничных войсках,во внутренних войсках Министерствавнутренних дел Российской Федерации,в войсках гражданской обороны (далее -другие войска), инженерно-техническихи дорожно-строительных воинскихформированиях при федеральных органахисполнительной власти (далее -воинскиеформирования), Службе внешней разведкиРоссийской Федерации, органах федеральнойслужбы безопасности, федеральном органеспециальной связи и информации,федеральных органах государственнойохраны, федеральном органе обеспечениямобилизационной подготовки органовгосударственной власти РоссийскойФедерации (далее – органы), воинскихподразделениях Государственнойпротивопожарной службы МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийныхбедствий и создаваемых на военное времяспециальных формированиях, а такжеиностранными гражданами в ВооруженныхСилах Российской Федерации, другихвойсках, воинских формированиях иорганах.

2.Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами- по призыву и в добровольном порядке(по контракту);

иностраннымигражданами – по контракту на воинскихдолжностях, подлежащих замещениюсолдатами, матросами, сержантами истаршинами в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации, других войсках, воинскихформированиях и органах.

3.Граждане (иностранные граждане),проходящие военную службу, являютсявоеннослужащими и имеют статус,устанавливаемый федеральным законом…”.

Всоответствии с этим Законом (ст. 46)военнослужащим присваиваются воинскиезвания от рядового (матроса) до МаршалаРоссийской Федерации.

ПленумВерховного Суда РФ существенно уточнилприведенное законодательное предписание.В своем постановлении “О некоторыхвопросах применения судами законодательствао воинской обязанности, военной службеи статусе военнослужащих” от 14 февраля2000 г. (п.

1) он разъяснил: “Статусвоеннослужащих имеют также военнослужащие,прикомандированные в установленномпорядке к федеральным органамгосударственной власти, другимгосударственным органам и учреждениям,органам государственной власти субъектовРоссийской Федерации, международныморганизациям в соответствии смеждународными договорами РоссийскойФедерации, государственным унитарнымпредприятиям, имущество которых находитсяв федеральной собственности, акционернымобществам, сто процентов акций которыхнаходится в федеральной собственностии которые выполняют работу в интересахобороны страны и безопасности государства,иным предприятиям, учреждениям иорганизациям, если это предусмотренофедеральным законом, а также в соответствиисо статьей 2 Федерального закона “Остатусе военнослужащих” граждане,проходящие военные сборы”.

Вэтом же пункте процитированногопостановления Пленум Верховного СудаРФ привлек, кроме того, внимание к весьмаважному положению, связанному сопределением подведомственности военныхсудов, а именно положению, в соответствиис которым “лица, проходящие службув иных государственных военизированныхорганах и формированияхна основании других законодательных инормативных правовых актов, имеющиеспециальныезвания,сходные или аналогичные с воинскимизваниями, не являются военнослужащими(курсив мой. – К.Г.)”.

Данноеразъяснение означает, что лицо, состоящеена службе, к примеру, в каком-то из органовМинистерства внутренних дел РФ (кромечастей, соединений и других структурвнутренних войск), а также органов иучреждений Федеральной службы РФ поконтролю за оборотом наркотиков либоФедеральной службы исполнения наказаний,военнослужащим не является, хотя можетиметь звание (специальное), весьмапохожее на воинское звание (быть, скажем,генералом юстиции, полковником полиции,капитаном милиции). Поэтому дела опреступлениях, совершаемых ими, должнырассматриваться не в военных, а вгражданских судах общей юрисдикции.

Сучетом приведенных законодательныхпредписаний и разъяснений ПленумаВерховного Суда РФ и следует рассматриватьсформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона овоенных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК правилаотносительно того, какие конкретныекатегории дел подлежат рассмотрению ввоенных судах.

Ввоенных судах в качестве подсудимыхмогут оказаться и невоеннослужащие вслучаях, когда речь идет:

огрупповых преступлениях, если хотя быодин из подсудимых является военнослужащим;

онескольких преступлениях, если хотя быодно из них подсудно военному суду;

опреступлениях, совершенных во времяпрохождения военной службы или военныхсборов лицами, уволившимися с военнойслужбы или прекратившими исполнятьобязанности, связанные с военнымисборами;

овсех преступлениях, совершаемых вместностях, где в силу исключительныхобстоятельств не действуют общие суды.

Особымиправилами определяется подсудностьвоенных судов, находящихся вместе сроссийскими войсками за пределамиРоссии. Одно из положений этих правилустановлено в ч. 8 ст.

31 УПК, где сказано:”Военным судам, дислоцирующимся запределами территории РоссийскойФедерации, подсудны уголовные дела опреступлениях, совершенных военнослужащими,проходящими военную службу в составероссийских войск, членами их семей, атакже другими гражданами РоссийскойФедерации, если:

1)деяние, содержащее признаки преступления,предусмотренного уголовным законом,совершено на территории, находящейсяпод юрисдикцией Российской Федерации,либо совершено при исполнении служебныхобязанностей, либо посягает на интересыРоссийской Федерации;

2)иное не предусмотрено международнымдоговором Российской Федерации”.

Однакопри анализе приведенных положений изУПК следовало бы учитывать такжепредписания Закона о военных судах*(286)и международных договоров, заключенныхРоссийской Федерацией с государствами,на территории которых по тем или инымпричинам располагаются российскиевоинские формирования (об этом понятиисм. ниже в данном параграфеучебника).

Такойанализ позволяет сформулировать основныеправила определения подсудности военныхсудов, находящихся за пределами России:

1.

Общее положение, лежащее в основе правилтакого рода, состоит в признании того,что лица, входящие в состав российскихвоинских формирований, дислоцированныхна территории иностранных государств,и там совершающие преступления, должнынести уголовную ответственность не пороссийским законам, а по законамгосударства, на территории которогонаходится данное формирование.Соответственно дела о совершенных имипреступлениях подлежат рассмотрениюв местных судах.

2.Но это общее положение не распространяетсяна случаи, когда названные лица совершают:

преступленияв местах дислокации российских воинскихформирований;

преступленияпротив Российской Федерации или противлиц, входящих в состав российскихвоинских формирований;

воинскиепреступления (ст. 331-352 УК);

атакже совершают преступления во времяисполнения должностных либо специальныхобязанностей.

Делао всех перечисленных преступленияхподсудны российским военным судам.

Вкачестве примера подобного решениявопроса может послужить Соглашениемежду Российской Федерацией и РеспубликойТаджикистан по вопросам юрисдикции ивзаимной правовой помощи по делам,связанным с пребыванием воинскихформирований Вооруженных Сил РоссийскойФедерации на территории РеспубликиТаджикистан (Москва, 21 января 1997 г.). Вего ст. 3 предусмотрено, что “РоссийскаяСторона осуществляет свою юрисдикциюв местах дислокации воинских формированийи, кроме того, вне пределов их дислокациив отношении лиц, входящих в составвоинских формирований, при совершенииими противоправных деяний в связи сисполнением обязанностей военнойслужбы, а также в отношении РоссийскойФедерации или ее граждан. На все остальныеслучаи распространяется юрисдикцияТаджикистанской Стороны, применяетсяее законодательство и действуют еекомпетентные органы”.

Приэтом в ст. 1 Соглашения четко определяетсяпонятие “лица, входящего в составвоинских формирований”. К лицам такогорода отнесены:

военнослужащие,проходящие службу в воинских формированиях;

гражданскийперсонал, работающий по найму в воинскихформированиях;

лица,командированные в воинские формирования;

членысемей военнослужащих и гражданскогоперсонала воинских формирований(супруги, дети, родители, а также другиелица, проживающие совместно с ними инаходящиеся на их иждивении).

Примернотаким же образом решены вопросыподсудности российским военным судамуголовных дел о преступлениях, совершаемыхперсоналом космодрома “Байконур”и членами их семей*(287),а также аналогичные вопросы, возникающиев условиях других государств СНГ.

Законо военных судах не только определяет вцелом круг уголовных и иных дел, отнесенныхк ведению всей подсистемы военных судов(т.е. дел, подведомственных им), но иподсудность конкретных категорий такихдел военным судам различных звеньев(уровней).

Всоответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 14 и ч.1 ст. 22 этого Закона уголовные дела,подведомственные военным судам, какправило, должны рассматриваться попервой инстанции гарнизонными военнымисудами. Из их подсудности изъяты:

дела,подсудные окружным или флотским военнымсудам, – о преступлениях, за совершениекоторых предусмотрено наказание в виделишения свободы на срок свыше 15 лет,пожизненного лишения свободы илисмертной казни*(288);

дела,подсудные Военной коллегии ВерховногоСуда РФ, – о преступлениях, в совершениикоторых обвиняется судья военного суда,если им заявлено соответствующееходатайство, а также о преступленияхособой сложности или особого общественногозначения, которые Военная коллегиявправе принять к своему производствупри наличии ходатайства обвиняемого.

Военныесуды уполномочены также приниматьрешения и по вопросам, возникающим всвязи с производством по уголовнымделам (см. § 6данной главы учебника).

Особымслучаем необходимости учета “персональногофактора” при определении подсудностиуголовных дел являются установленноест. 452 УПК правило, в соответствии скоторым уголовное дело в отношениичлена Совета Федерации, депутатаГосударственной Думы, судьи федеральногосуда по его ходатайству, заявленномудо начала судебного разбирательства,должно рассматриваться Верховным СудомРФ*(289).

Источник: https://studfile.net/preview/429389/page:120/

Персональная подсудность

Персональная подсудность

⇐ Предыдущая103104105106107108109110111112Следующая ⇒

Персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого).

По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства (признаки, особенности) лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы) либо связан с ними (при определенных правовыми актами условиях – члены семей военнослужащих или вольнонаемные, работающие в воинских структурах).

Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК.

Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими. понятия данной категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает.

Не дается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих привлечение к уголовной ответственности, в том числе в ст. 331 УК. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах – “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г.

*(284) и “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г.*(285)

В ч. 1-3 ст. 2 (“Военная служба. Военнослужащие”) последнего из них говорится:

“1.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее -воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом…”.

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” от 14 февраля 2000 г. (п.

1) он разъяснил: “Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих” граждане, проходящие военные сборы”.

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым “лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими (курсив мой. – К.Г.)”.

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), а также органов и учреждений Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков либо Федеральной службы исполнения наказаний, военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

В военных судах в качестве подсудимых могут оказаться и невоеннослужащие в случаях, когда речь идет:

о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;

о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;

о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;

о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Особыми правилами определяется подсудность военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Одно из положений этих правил установлено в ч. 8 ст.

31 УПК, где сказано: “Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации”.

Однако при анализе приведенных положений из УПК следовало бы учитывать также предписания Закона о военных судах*(286) и международных договоров, заключенных Российской Федерацией с государствами, на территории которых по тем или иным причинам располагаются российские воинские формирования (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника).

Такой анализ позволяет сформулировать основные правила определения подсудности военных судов, находящихся за пределами России:

1.

Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований, дислоцированных на территории иностранных государств, и там совершающие преступления, должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

2. Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

преступления в местах дислокации российских воинских формирований;

преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;

воинские преступления (ст. 331-352 УК);

а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

В качестве примера подобного решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.). В его ст. 3 предусмотрено, что “Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы”.

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие “лица, входящего в состав воинских формирований”. К лицам такого рода отнесены:

военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;

гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;

лица, командированные в воинские формирования;

члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома “Байконур” и членами их семей*(287), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

Закон о военных судах не только определяет в целом круг уголовных и иных дел, отнесенных к ведению всей подсистемы военных судов (т.е. дел, подведомственных им), но и подсудность конкретных категорий таких дел военным судам различных звеньев (уровней).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 22 этого Закона уголовные дела, подведомственные военным судам, как правило, должны рассматриваться по первой инстанции гарнизонными военными судами. Из их подсудности изъяты:

дела, подсудные окружным или флотским военным судам, – о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни*(288);

дела, подсудные Военной коллегии Верховного Суда РФ, – о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военные суды уполномочены также принимать решения и по вопросам, возникающим в связи с производством по уголовным делам (см. § 6 данной главы учебника).

Особым случаем необходимости учета “персонального фактора” при определении подсудности уголовных дел являются установленное ст. 452 УПК правило, в соответствии с которым уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, должно рассматриваться Верховным Судом РФ*(289).

⇐ Предыдущая103104105106107108109110111112Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 975 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-55544.html

Предметная и персональная

Персональная подсудность

Территориальная подсудность.

Предметная и персональная подсудность.

ТЕМА 3.1. ПОДСУДНОСТЬ.

РАЗДЕЛ 3. СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

ЛЕКЦИЯ К ЗАНЯТИЮ № 26.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПОДСУДНОСТЬ.

Программные вопросы для изучения:

подсудность.

Подсудность есть совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный суд, который правомочен рассмотреть конкретное дело в качестве суде первой инстанции.Ст.

47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Реализации данного конституционного положения служат правила определения предметной (родовой), персональной и территориальной подсудности.

Предметный (родовой) признак подсудности определяется особенностями предмета производства поуголовномуделу, т.е. родом и характером рассматриваемых дел. Род дел определяется квалификацией деяния по статьям Особенной части УК РФ, характер – некоторыми другими признаками, например, наличием в материалах дела сведений, составляющих государственную тайну.

С помощью предметной подсудности обеспечивается разграничение компетенции судов разных уровней (звеньев) судебной системы. Так, мировым судьям в основном подсудны дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы, за некоторыми изъятиями, перечисленными в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Например, максимальное наказание за весьма распространенное в последнее время заведомо ложное сообщение об акте терроризма не превышает 3 лет лишения свободы, но дела о преступлениях, предусмотренных ст. 207 УК РФ, мировому судье не подсудны.

Уголовные дела, посудные мировому судье, о преступлениях, совершенных военнослужащими и приравненным к ним лицами, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном для производства у мирового судьи.

Подавляющее большинство уголовных дел рассматривают районные суды. Поэтому их предметная подсудность определяется методом исключения: районным судам подсудны дела о всех преступлениях, за изъятием уголовных дел, подсудных другим федеральным судам всех уровней (включая военные) и мировым судьям (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

К предметной подсудности судов субъектов РФ (ч. 2 ст. 31 УПК РФ) относятся:

– конкретные виды преступлений, дела о которых отнесены к их компетенции в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 31 УПК РФ.Это не только дела о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 126 УК РФ и ряд других), но и о преступлениях небольшой и средней тяжести (ст. 294 – 302 УК РФ и ряд других);

уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35 УПК РФ в связи с необходимостью определения подсудности или ее изменения;

– уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

В случае обвинения лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом.Это может быть и Верховный Суд РФ.

Персональный признак устанавливает специальные нормы о подсудности дел в зависимости от социального положения обвиняемого (подсудимого),что является определенным изъятием из принципа равенства всех перед законом и судом. Персональная подсудность установленазаконом в отношении:

1). Военнослужащих и приравненных к ним лиц. Дела о совершенных ими в период прохождения военной службы преступлениях подсудны военным судам,даже если они уволены с военной службы.

Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, неподсудны военным судам. Подсудность военным судам при конкуренции признаков персональной подсудности с иными судами может определяться по так называемой связи дел.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду хотя бы в отношении одного из них, то оно рассматривается военным судом.

Если обвиняемые, не являющиеся военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, против этого возражают, то уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК РФ).

2). Отдельных категорий должностных лиц, пользующихся служебным иммунитетом(депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей федеральных судов).В соответствии с персональным признаком уголовные дела в отношении таких лиц по их ходатайству рассматриваются Верховным Судом РФ (ст.452 УПК РФ).

Верховному Суду РФ также подсудны уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности (ч. 4 ст. 31 УПК РФ). Это ФКЗ «О военных судах РФ». Согласно ст.

9 этого закона Военная Коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции, в частности, дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная Коллегия вправе принять к своему производству по ходатайству обвиняемого.

Источник: https://studopedia.ru/2_6775_predmetnaya-i-personalnaya.html

Статья 31 с ми. Подсудность уголовных дел

Персональная подсудность

1. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 107 частью первой, 108, 109 частями первой и второй, 134, 135, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 170, 170.

2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 174 частями первой и второй, 174.1 частями первой и второй, 177, 178 частью первой, 183 частью первой, 185, 191.1 частями первой и второй, 193 частью первой, 193.1 частью первой, 194 частью первой, 195, 198, 199 частью первой, 199.1 частью первой, 200.

1, 201 частью первой, 202 частью первой, 204 частями первой и третьей, 207, 212 частью третьей, 215 частью первой, 215.1 частью первой, 216 частью первой, 217 частью первой, 217.2 частью первой, 219 частью первой, 220 частью первой, 225 частью первой, 228 частью первой, 228.2*, 228.3, 234 частями первой и четвертой, 234.

1 частью первой, 235 частью первой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью первой, 239, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частью первой, 243.

3 частью первой, 244 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250 частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и второй, 253, 254 частями первой и второй, 255, 256 частью третьей, 257, 258 частью второй, 259, 262, 263 частью первой, 264 частью первой, 266 частью первой, 269 частью первой, 270, 271, 272 частью первой, 273 частью первой, 274 частью первой, 282.3 частью первой, 285.1 частью первой, 285.2 частью первой, 286.1 частью первой, 287 частью первой, 288, 289, 290 частью первой, 291 частями первой и второй, 292, 293 частями первой и первой_1, 294 частями первой и второй, 296 частями первой и второй, 297, 298.1, 301 частью первой, 302 частью первой, 303 частями первой и второй, 306 частями первой и второй, 307 частью первой, 309 частями первой и второй, 311 частью первой, 314.1, 316, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частью первой, 327.1 частями первой и третьей и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в частях первой (в части подсудности уголовных дел мировому судье) и третьей настоящей статьи.

3. Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны:1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 210 частью четвертой, 228.

1 частью пятой, 229.

1 частью четвертой, 277, 281 частью третьей, 295, 317, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 126 частью третьей, 209, 211 частями первой – третьей, 212 частью первой, 227, 275, 276, 278, 279, 281 частями первой и второй, 353-356, 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;2) уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

4. Часть утратила силу с 1 января 2013 года – Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ.

5. Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.
6.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также уголовные дела, переданные в указанный суд в соответствии с частями четвертой – седьмой статьи 35 настоящего Кодекса .

6.1. Московскому окружному военному суду и Северо-Кавказскому окружному военному суду подсудны:1) уголовные дела, указанные в частях третьей и шестой настоящей статьи;2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.

5, 206, 211 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации;3) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности;

4) уголовные дела о преступлениях, при назначении наказания за которые подлежит учету отягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом “р” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации.

7. Часть утратила силу с 29 декабря 2009 года – Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 346-ФЗ.

7.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

8. Военные суды, дислоцирующиеся за пределами территории Российской Федерации, при рассмотрении уголовных дел в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, руководствуются настоящим Кодексом .

9. Районный суд и военный суд соответствующего уровня принимают в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в частях второй и третьей статьи 29 настоящего Кодекса.

10. Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен.

Источник: https://proupkrf.ru/st_31_upk_rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.