Сложный недостаток

Дефект – недостаток – одной из функций, нарушающий развитие ребёнка бывает только при определённых обстоятельствах

Сложный недостаток

В зависимости от характера нарушения преодоление одних дефектов в процессе развития ребёнка, коррекция других, компенсирование третьих.

Степень и качество первичного дефекта. Время возникновения первичного дефекта. Характер нарушения физического и умственного развития ребёнка, оказывающий влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.

2. Понятие дизонтогении (нарушение психического развития в перинатальный, натальный и постнатальный периоды онтогенеза). Дизонтогенез как нарушение развития индивида.

Психологические параметры дизонтогенеза:

1.Особенности функциональной локализации нарушения. Два основных вида дефекта:

частный (обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи: недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем);

– общий (нарушения регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности – недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, нарушения более сложных специфических человеческих эмоциональных образований). Обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений при изучении любых нарушений развития.

2. Время поражения. Хронологический момент возникновения нарушения, длительность периода развития функции (подвергаются повреждению функциональные системы, имеющие короткий цикл развития и завершающие относительно рано).

Сензитивные периоды развития функция как наиболее уязвимые (основные сензитивные периоды детства: 0 – 3 года и 11 – 15 лет).

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, обусловливающее явления регресса – возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции.

3. Взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального развития.

4. Межфункциональные взаимодействия. Несколько типов межфункциональных отношений в нормальном онтогенезе:

– явления временной независимости функции,

– ассоциативные,

– иерархические связи.

Возникновение в патологии диспропорции в развитии – явление асинхронии, основные их проявления:

– явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм;

акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) изолированное развитие речи при раннем детском аутизме;

сочетание явлений патологической акселерации и ретардации.

Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии, играющие большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Разное проявление психических параметров при различных видах дизонтогенеза.

3. Варианты дизонтогении: психическое недоразвитие; задержанное развитие; поврежденное развитие; дефицитарное развитие; искаженное развитие; дисгармоническое развитие.

Тема. Понятие о дизонтогении. Причины дизонтогении

План

Дефект как недостаток.

Понятие дизонтогении, психологические параметры дизонтогенеза.

Варианты дизонтогении (по В.В. Лебединскому).

Причины отклонений в развитии детей

Литература

1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2011.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2007.

Дефект как недостаток

Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.



Источник: https://infopedia.su/14x9112.html

Что такое «физический недостаток»

Сложный недостаток

Сегодня большое внимание уделяется людям с ограниченными способностями. Физический недостаток человека – это аномалии в развитии и функционировании органа или систем организма, хронические соматические расстройства, болезни инфекционной этиологии.

Перечень физических изъянов

Чтобы разобраться в этом понятии, следует напомнить, что такое здоровье для человека. Термин в переводе с английского языка звучит как целый, целостный, что обозначает многообразие этого состояния. Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие заболеваний и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Отклонения в сторону приводят к болезням. Недостатки бывают частичными или полными, кратковременными или хроническими. Увечья наносят психологическую травму человеку, особенно это касается детей-инвалидов. Они становятся замкнутыми, неуверенными в себе с пониженной самооценкой. Такие дети часто преследуются сверстниками в школе.

Физические дефекты обусловлены:

  • заболеваниями опорно-двигательной системы;
  • частичной или полной потерей конечностей или других органов);
  • не соответствием антропометрическим нормам (карлики, гиганты);
  • полной или частичной потерей зрения;
  • потерей слуха, тактильной и болевой чувствительности;
  • особенностью облика (кривые ноги, оттопыренные уши, веснушки, рыжие волосы, цвет кожи);
  • полнотой или худобой;
  • заболеваниями.

Недостатки в развитии могут представлять незначительные изъяны (родинки), а также серьезные нарушения систем органов (врожденные и приобретенные пороки сердца).

Причины

Причиной физических отклонений бывают внутренние и внешние факторы. К первым относится наследственность. Перечень внешних причин составляет:

  • экологические факторы;
  • социальный статус семьи (уровень доходов);
  • гиподинамия (провоцирует сердечно-сосудистые болезни, диабет, ожирение);
  • наркомания (способствует деградации личности, снижению иммунитета);
  • алкоголь (вызывает поражение мозга, печени).

Виды отклонений

Физический дефект может наблюдаться наряду с другими аномалиями. Он подтверждается компетентным органом в отношении ребенка ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией). Если речь идет о недостатках взрослого человека, то медико-социальной организацией. Физический дефект бывает временный и постоянный, подтвержденный в установленном порядке.

Кроме физических изъянов отмечаются:

  • психические;
  • сложные;
  • тяжелые.

Аномальные явления психики – это слабоумие (олигофрения), аутизм, психическое расстройство. Сочетание недостатков называют сложным дефектом.

Тяжелый дефект – это сочетание физических и психических отклонений, проявленное так явно, что обучение в начальных и средних общеобразовательных учреждениях не доступно. Учеба детей-инвалидов сводится к кратким познаниям внешнего мира, правилам ухода за собой, навыкам трудового воспитания, приобретению несложной профессии.

Классификация дефектов

Согласно ВОЗ недостатки представлены в виде следующей шкалы:

  1. Болезнь (утрата) физиологических, психических функций, потеря органов, затрудняющая деятельность.
  2. Наличие дефекта, исключающего деятельность в полной мере.
  3. Инвалидность – отклонение здоровья со стойким нарушением функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и требующее социальной защиты.

Несовершеннолетние дети, страдающие сложным недостатком, имеют право на проживание в социальных государственных учреждениях по согласию родителей или опекунов. Оплата за приют и лечение проводится за счет организации.

Виды недостатков классифицируются следующим образом:

  1. Отклонение психических процессов.
  2. Сенсорные недостатки.
  3. Заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой и выделительной систем, нарушения метаболизма, снижение иммунитета.
  4. Нарушения статодинамики головы, конечностей, туловища.

Дети-инвалиды, входящие в этот перечень, за исключением заболеваний, составляют большую часть и требуют специфических методов воспитания и обучения.

Заключение

Можно устранить некоторые недостатки, соблюдая здоровый образ жизни:

  • заниматься физической культурой;
  • рационально питаться;
  • исключить вредные привычки;
  • позитивно мыслить.

История знает огромное число людей, оставивших след в мировой культуре, политике, науке. Они все имели физические недостатки. Это – Мигель Сервантес, Стивен Хокинг, Ник Вуйчич, Франклин Делано Рузвельт, герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев.

Источник: https://ProInvalid.ru/informatsiya/fizicheskij-nedostatok

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Сложный недостаток

Сарсенбаева, А. А. Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения / А. А. Сарсенбаева.

— Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 106-109.

— URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3297/ (дата обращения: 03.12.2020).

В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми нарушениями развития, детей-инвалидов.

В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка [6].

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.

Категорию детей со сложным дефектом составляют

  • Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
  • Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
  • Дети глухие слабовидящие;
  • Слепоглухонемые дети;
  • Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
  • Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта) [2].

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся

  1. Дети с умственной отсталостью слепоглухие

  2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью [3].

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость). Сложный дефект — любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке [4].

Образовательные результаты конкретного ребенка, имеющего сочетание различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ, с помощью которых организуется его обучение. Обеспечение образовательного продвижения предполагает наличие особым образом сконструированных программ разных направлений.

В начале обучения с детьми со сложным дефектом обычно сталкиваются такие проблемы:

  1. С проблемой неподготовленности воспитанников с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе (дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения).

    Из-за специфики заболеваний и нарушений физического развития многие обучающиеся не имели элементарных представлений об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества. В связи с этим было крайне трудно за кратчайшие сроки определить уровень интеллектуальных данных школьников.

    Первый год обучения был подготовительным.

Основная цель первого года обучения — подготовка детей с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе, расширение знаний об окружающей среде, развитие коммуникативных навыков, облегчение прохождения периода школьной адаптации.

  1. Вторая проблема — недостаточный опыт учителей в обучении детей со сложным дефектом.

Трудности возникли при диагностике имеющихся знаний, умений и навыков у детей, для составления индивидуальных карт-маршрутов развития и программы обучения.

  1. Недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса (недостаточное количество специальной методической литературы, учебников и учебно-дидактических пособий). Все это приобреталось постепенно [4].

Построение моделей индивидуальных программ для детей является со сложными дефектами не чем иным, как процессом органического соединения определенных противоположностей: всеобщего и специфического, стандартного и творческого, нормативного и гибкого.

Это обусловлено сложной структурой дефектов в каждом индивидуальном случае, ибо имеющиеся нарушения неоднородны по своим проявлениям, по степени выраженности, по своеобразию взаимовлияния друг на друга.

Индивидуальные коррекционные программы для детей с комплексными нарушениями можно назвать альтернативными программами или интегрированной моделью коррекционно-образовательной программы.

Можно выделить несколько основных принципов, на которые следует опираться при проектировании модели индивидуальной коррекционной программы.

  1. Необходимость подробного изучения определенной категории детей с комплексными нарушениями с целью выявления их индивидуально-психологических, клинических особенностей, квалифицированы вида нарушения и определения структуры дефекта.

Невозможно говорить об обучении детей, обнаруживающих сочетания различных нарушений, пока не определены индивидуальные психологические качества и способности, свойственные ребенку. Важнейшим моментом в изучении детей является выявленных нарушений, осмысление связывающих их иерархических отношений.

В каждом конкретном случае рассматриваются сущность сложного нарушения, его первопричина (нарушения слуха, зрения, интеллекта, двигательной возможности, уровня развития речи, познавательной деятельности, личностно-эмоционального развития) и оцениваются последствия дефекта.

Таким образом, при проектировании коррекционно-педагогических программ учитываются результаты клинико-психолого-педагогического изучения, зафиксированные в диагностических картах, протоколах, где отражен исходный уровень развития ребенка.

Это позволяет обосновывать педагогические условия для реализации компенсаторного потенциала ребенка с целью преодоления хода аномального развития.

  1. Междисциплинарный подход, столь важный для построения программ, достигается благодаря скоординированному объединению дисциплин, заимствованных из различных направлений дефектологии.

  2. Интегрированный подход предусматривает отбор разделов и тематического содержания из уже разработанных программ, при этом акцент делается на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию имеющихся нарушения, а также отвечают потребностям и возможностям детей.

    Интеграция разделов и тем для изучения осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

  3. Требование дозированности объема изучаемого материала предполагает продуманную регламентацию объема программного материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его изучения и учета реальных возможностей его усвоения. Это требование обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения ими учебного материала. Например, в более сокращенном или увеличенном виде по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности (конструированию) и даже развитию речи.

  4. При разработке индивидуальных коррекционно-педагoгических программ для детей этой категории обязательно учитываются меж предметные связи.

В процессе обучения многообразие сторон определенного учебного предмета раскрывается на основе его взаимосвязей, его единства с другими изучаемыми дисциплинами. В этом случае появляется возможность использовать самые разные методические приемы, один объект может рассматриваться с различных точек зрения.

Так, например, дети, имеющие нарушения зрения и слуха, могут овладевать глагольной лексикой на занятиях по развитию речи, а также на уроках предметно-практической деятельности и на индивидуальных занятиях по формированию устной речи и по развитию слухового восприятия.

  1. Тематическая взаимосвязанность учебного материала будет содействовать лучшему усвоению детьми содержания обучения.

    При планировании работы по различным разделам про граммы целесообразно сделать тематически близкие предметы объектом внимания в разных видах и формах деятельности (а если это необходимо, и наглядно подчеркнуть такое сходство).

    Использование одних и тех же объектов при ознакомлении с окружающим миром, в игре, лепке, рисовании, при изготовлении аппликаций поможет детям лучше познакомиться с их свойствами, особенностями применения, а многократное повторение слов и фраз обеспечит лучшее их понимание, подготовит почву для дальнейшей работы по развитию речи.

  2. Требование линейности и концентричности при построении учебных программ для обучения детей со сложными нарушениями развития состоит в том, что темы по каждому разделу располагаются в определенной систематической последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема; при этом каждая последующая часть курса является продолжением предыдущей.

При концентрическом построении программ материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу. Это дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления соответствующего словаря.

  1. Для детей, у которых одновременно выявляется несколько первичных нарушений, каждое из которых имеет вторичные, третичные последствия, особенно значимым является принцип инвариантности программного материала.

    Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении, введения в них корректирующих элементов.

    Для детей, имеющих столь сложные нарушения развития, необходимы пропедевтические разделы, позволяющие в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире [7].

При построении образовательно-воспитательного процесса с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, мы опираемся на ряд принципов организации коррекционно-развивающей работы во вспомогательной школе.

А именно

  • учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации образовательно-воспитательного процесса;
  • принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций;
  • определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса;
  • один из главных принципов работы с обучающимися данной категории воспитывающий характер обучения;
  • наглядности и практической направленности;
  • расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи;
  • доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, коррекционно-развивающей направленности обучения, целостностиикомплексности коррекционно-развивающей работы [1].

На основе вышеизложенных принципов строится учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию обучающихся и коррекции недостатков познавательных психических процессов.

С обучающимися работают учитель, воспитатель, психолог, учитель музыки, логопед.

При этом на всех занятиях обязательно учитывается: степень выраженности интеллектуального нарушения, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, особенности психической деятельности и соматическое состояние обучающихся.

Школьники, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития, как правило, имеют целые «букеты» заболеваний и каждый педагог, работающий с ними должен знать, учитывать это.

Поэтому нужно работать в тесном контакте с родителями, учитываяя рекомендации и врача-невропатолога [5, с. 18–29].

Образовательно-воспитательная работа предусматривает организацию индивидуализированного процесса обучения и воспитания. Все реабилитационные технологии направлены на совершенствование психомоторной активности.

Комплексный и интегрированный подход в обучении и воспитании школьников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, облегчает их социальную адаптацию.

Таким образом, обучающиеся со сложными дефектами развития — это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учет которых даёт возможность развиваться детям во всей целостности.

В результате своевременно начатой упорной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение воспитанников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в социум.

В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся со сложным дефектом может постепенно продвигаться к более сложному взаимодействию с людьми.

Обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, воспитательских часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе его развития и социализации.

Если такую работу для детей с ограниченными возможностями здоровья не развивать, то утрачивается накопленный опыт, и дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития будут оставаться без внимания, а данную проблему можно решить только усилиями всего общества.

Литература:

  1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.

  2. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.

  3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н.

    Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

  4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.

  5. Семаго Н. Я.

    Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.

  6. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой.- М., Академия, 2008.

  7. Жигорева М. В.

    Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3297/

Читать Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии онлайн (полностью и бесплатно) страница 2

Сложный недостаток

Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.

Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого-либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, коррекционно-развивающее обучение).

В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций.

Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т. к.

по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему-либо, а о первоначальном ее формировании.

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Специальная педагогическая помощь – деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.

Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем, соотносится с терминологией, принятой в международном научном сообществе.

Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями.

Также применяется термин дети (лица) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе.

В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания.

В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):

лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,

лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,

лица с нарушениями речи,

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,

дети с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы, лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением),

лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).

Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %), второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %), третье – с нарушениями речи (около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55 %), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети 8-13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.

К 2000 г. около 15 млн населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний – 50 %, физиологической незрелости – 60 %, более 20 % детей имеет дефицит массы тела[1].

В 2002 г. в России насчитывалось 620342 ребенка-инвалида в возрасте до 17 лет. Удельный вес психических расстройств 21,2 %, врожденных аномалий –

18 %, число детей с отклонениями в развитии составляло 36 % от всего детского населения страны.

В 2002–2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений. [2]

Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся:

– сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха,

– тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения,

– логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения,

– олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей,

– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы,

– коррекционная педагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.

Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь рассматривались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным.

Менее исследованы вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.

Почти не уделялось внимания проблемам специального образования и социально-психологической поддержки молодежи с ограниченными возможностями и взрослых с ограниченной трудоспособностью.

Источник: https://mir-knig.com/read_415260-2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.